В рамках III Российского форума спорта и организаторов азартных игр «Азартные игры: отчисления на спорт», проходившего 22-23 сентября в Москве, представители Континентальной Хоккейной Лиги (КХЛ) активно участвовали в дискуссиях. Вице-президент КХЛ Алексей Краснов поделился опытом использования целевых отчислений от букмекерских компаний, а Сергей Доброхвалов рассказал о новых подходах к маркетинговым активациям.
Целевые отчисления: Поддержка профессионального и детско-юношеского спорта
Алексей Краснов, вице-президент КХЛ:
«С середины 2024 года КХЛ получает целевые отчисления исключительно за свои чемпионаты. Эти средства являются значительным источником финансирования как для профессионального, так и для детско-юношеского спорта.
В профессиональном спорте 80% полученных средств незамедлительно направляются в клубы. Это стратегический шаг, направленный на снижение зависимости профессионального спорта от бюджетного финансирования. Оставшиеся 20% используются для организации чемпионатов КХЛ и МХЛ, оплаты судейства и страхования игроков.
В сфере детско-юношеского спорта мы частично финансируем программы, реализуемые Федерацией хоккея России (ФХР), и направляем существенные суммы напрямую в детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ). Мы разработали рейтинг школ, который отражает качество подготовки игроков, выступающих сейчас в КХЛ. На основе этого рейтинга топ-50 школ получают прямое финансирование.
С 2021 года около 68 школ по всей стране получили целевое финансирование. Это не только школы в структуре КХЛ и МХЛ, но и независимые образовательные учреждения, чьи выпускники достигли уровня КХЛ. По итогам сезона 2024/2025 в 58 школ было направлено 465 миллионов рублей, в среднем каждая школа получила 8 миллионов рублей, при этом сумма варьировалась от 2 до 18 миллионов в зависимости от ее места в рейтинге. Кроме того, отчисления от букмекеров идут на развитие адаптивного хоккея: мы участвуем в организации фестивалей, таких как Кубок Континента, и напрямую закупаем хоккейный инвентарь.
Вместе с долей от других коммерческих доходов, в этом году между клубами и школами мы распределили более 2 миллиардов рублей, что вдвое больше, чем годом ранее. Мы даем четкие рекомендации по использованию этих средств – маркетинг, развитие инфраструктуры, а также постоянное наращивание инвестиций в свой продукт.
Ожидается, что рекламные доходы Лиги и клубов от букмекерских компаний в сезоне 2025/2026 превысят 4 миллиарда рублей, что составляет значительную долю в общем финансировании. Мы выражаем благодарность государству и Единому регулятору азартных игр (ЕРАИ) за целевые отчисления, а также букмекерским компаниям не только за финансовую поддержку, но и за активное участие в активациях и спонсорских проектах. Мы уверены, что совместными усилиями мы делаем одно общее дело и способствуем развитию нашей Лиги».
Спорт и букмекеры: Новые горизонты активаций
Сергей Доброхвалов, также вице-президент КХЛ, принял участие в сессии «Спорт и букмекеры: создаем событие для города», где рассказал о том, как клубы совместно с партнерами-букмекерами выходят за пределы ледовых арен, создавая масштабные городские мероприятия.
Сергей Доброхвалов, вице-президент КХЛ:
«В 2022 году было отменено эксклюзивное право в товарной категории «букмекеры» для клубов КХЛ. Это позволило каждому клубу заключать партнерские соглашения с букмекерскими компаниями, что вызвало значительный рост в области маркетинга, активаций и привлечения болельщиков. Букмекеры демонстрируют умение эффективно использовать каждый вложенный рубль.
Помимо стандартных активаций на аренах и в цифровой среде, партнер хоккейного клуба «Трактор» – компания Winline – сразу же организовала Traktor Winline Fest. Ежегодная предсезонная презентация команды была превращена в масштабный фестиваль под открытым небом с участием известных артистов и музыкантов. На тот момент это событие стало, пожалуй, единственным опен-эйр фестивалем в городе, и число посетителей превзошло аудиторию Дня города. Эту инициативу подхватили и другие партнеры и клубы.
Со стороны КХЛ мы активно стимулируем подобные мероприятия. Поскольку букмекеры имеют определенные ограничения по рекламному инвентарю, которым они могут активироваться на арене, мы побуждаем их выходить за рамки матчей – в город, проводить масштабные активации. Наша стратегическая задача – привлечение новой аудитории.
Ежегодно мы проводим премию по маркетингу для всех клубов КХЛ. В 2022 году была создана специальная номинация «Лучшая спонсорская активация в неигровой день». Если в первый год было подано всего шесть заявок, то к 2025 году их число возросло до 23. Сейчас более половины клубов проводят городские мероприятия, выходящие за рамки арен и организующие фестивали масштаба Дня города.
Во время последнего финала Кубка Гагарина в Челябинске и Ярославле были организованы фан-зоны, которые посещало больше зрителей, чем могла вместить хоккейная арена. Подобные активности и фестивали – это новая реальность и уже неотъемлемая часть жизни города. За прошедшее лето, по подсчетам Лиги, более 200 тысяч человек посетили мероприятия, организованные клубами и букмекерскими компаниями».